На месте рощи действительно раньше было кладбище и храм Всех Святых, построенный в XIX веке. В 1930-е, во время гонений на религию, его разрушили, и захоронения пришли в запустение. Небольшой лесок со старыми соснами должен был стать чем-то вроде городского парка, но местные в нём почти не бывают: атмосфера места и его история не очень располагают к прогулке. Люди возлагают к мемориалам цветы в памятные даты и уходят.
Территорию бывшего кладбища вы обходите за пару минут и не находите на ней больше ничего, кроме мусора. Иногда его убирает волонтёрский отряд при Доме культуры, но в этот раз, видимо, не успели. Молодые волонтёры городу необходимы, так как большая часть жителей Кологрива — пожилые люди, которые не справляются с хозяйством. Школьники рубят старикам дрова, чистят во дворах снег. Раньше в городе таких отрядов было целых три: при ДК, школе и Детском центре творчества. Но молодых людей в Кологриве становится всё меньше: уезжают учиться в Кострому и другие крупные города.
После того как вы нашли, где оставить вещи, можно продолжить изучение города. Спускаетесь по центральной улице на набережную и неторопливо идёте вдоль разномастных деревянных домов, многие из которых застали ещё позапрошлое столетие.
У обнесённого забором старого стадиона под ногами резко заканчивается асфальт — в Кологриве его немного: всего пара дорог. Часть улиц заасфальтировали летом 2020 года: перед выборами губернатора и депутатов областной думы в Кологрив приезжал ансамбль Надежды Бабкиной — асфальт заранее проложили там, где должны были пройти артисты. Остальных улиц города это не коснулось.
В глубине стадиона вы замечаете полуразрушенные каменные арки с башенками, на которых свили гнёзда вездесущие вороны. Это Всехсвятские ворота, за которыми раньше молчаливо лежало городское кладбище, а сейчас шумит тёмный сосновый парк. Чтобы попасть в него, надо пройти через стадион. Прямо за футбольными воротами — кладбищенские. Несколько подростков лазят по спортивным тренажёрам и слушают с телефона музыку, близость древних могил им не мешает.
Вы проходите мимо детей к воротам и с разочарованием понимаете, что за ними нет ни оградок, ни надгробий. Только протоптанная дорожка, которая ведёт к мемориалу воинам, погибшим во Второй мировой войне. Чуть поодаль стоит большой валун с прикрученной к нему железной табличкой — памятник жертвам политических репрессий, который установил живший здесь поэт-шестидесятник Владимир Леонович.
18:00 – ВСЕХСВЯТСКИЕ ВОРОТА