В 5 км от Кологрива, посреди леса, стоит деревня Екимцево. Жителей в ней осталось всего восемь человек — было чуть больше, но единственный многоквартирный дом сгорел в 2021 году, и погорельцы разъехались по родственникам. В центре деревни, в окружении разобранных на дрова и сгнивших деревянных изб, возвышается двухэтажный кирпичный особняк: он как средневековая крепость стоит на возвышении, а все остальные дома расположились вокруг него.

Об особняке — Кологривском зоотехникуме, или Чижовском комплексе, — вам расскажет любой местный. По документам его построил в 1892 году промышленник, богатейший человек своего времени Фёдор Чижов для одного из первых сельскохозяйственных училищ в Российской империи. Вместе с самим учебным заведением в деревне появились дома для учителей, сыроваренный, кожевенный, льнообделочный заводы и ферма со скотным двором, амбарами и другими хозяйственными постройками. Училище на 160 учеников полностью само себя обеспечивало и существовало абсолютно автономно. Долгое время техникум выпускал специалистов, но в 1987 году был закрыт и отдан под расположение подразделений дорожных войск. В 1990-м в Екимцеве построили новое общежитие, для которого по реке сплавляли на то время единственный в области подъёмный кран — не было ни мостов, ни дороги, чтобы доставить технику. Как после работ вернуть кран обратно, не придумали, так и оставили в деревне. Вместе с развалом СССР техникум закрылся окончательно. Кран разобрали на металлолом.

ЧИЖОВСКИЙ КОМПЛЕКС

Местные предупредят вас, что пару лет назад в училище ещё можно было легко залезть: здание, хоть и находилось в частных руках, оставалось никому не нужной заброшкой. Но в 2019 году его выкупил какой-то москвич. Все окна заколотили, на двери повесили амбарные замки. Внутрь теперь не попасть.

Вы решаете взять такси и посмотреть хотя бы на остатки комплекса. Быстро доезжаете до места. Вокруг никого. Присутствие жизни выдаёт только припаркованный у одного из деревенских домов автомобиль.
К дверям особняка прибита бумажка: «Мы настоятельно просим вас воздержаться от незаконного проникновения внутрь. Мы с удовольствием проведём для вас бесплатную экскурсию», ниже — номер телефона и подпись «Павел». То есть внутрь попасть всё-таки можно, если захотеть. Звоните — мужской голос соглашается открыть для вас училище.
Приезжает зелёный УАЗ, из него выходит мужчина средних лет. Лицо у него слегка уставшее и покрытое щетиной. Он сразу предупреждает, что не владелец здания, а только его представитель в Кологриве, и вставляет ключ в замок.

— Пока не убедили местных, что здесь есть контроль, всё время лазили и провода воровали. Милиция находила, судили. Понятно, ничем это не заканчивалось, но времени отнимало колоссально.

Павел проводит вас через большой актовый зал к главному входу — всё ценное в здании давно растащили, оставив только голые стены, чугунные лестницы и колонны.

— Могли бы сорвать колонны, сорвали бы и их, но, к счастью, они сильнее, чем трактор, с помощью которого здесь всё цепями вырывали.
Вам показывают то, что осталось: систему отопления, аналог которой есть только в питерском Зимнем дворце, идеально ровные сводчатые потолки из кирпича и литые несущие балки из рельсов.

— Посмотрите на маркировку на рельсе. Они отлиты в Англии, в Мидлсбро, в 1870-х и привезены сюда, в глушь. Никаких документов о строительстве Чижовского училища не сохранилось, мы всё знаем только по воспоминаниям местных. Но чтобы одни из первых рельсов в мире пролежали где-то 20 лет, а только потом были доставлены сюда… Нынешний владелец полагает, что здание построено раньше, чем считается официально. И не для училища.

— А для чего?

— Лучше спросите у него сами, я могу дать телефон. Вы же видели здание изнутри: гигантские залы, высокие потолки. Учебные классы в нём не подразумевались, их уже делали искусственно из фанерных перегородок. Если Чижов изначально планировал строить здание под училище, зачем делать такой проект?

— И сейчас здесь ведутся какие-то работы?

— Здание является объектом культурного наследия, любое действие здесь нужно согласовывать с отделом культуры Костромы. Пока мы только починили кровлю и убрали весь мусор. Под зданием текут грунтовые воды, до 1970-х функционировала дренажная система с деревянными трубами, по которым вода уходила, но потом по периметру строения делали какие-то работы и нарушили систему. Каждый год приходит вода, мы с рабочими её откачиваем, чтобы хоть немного замедлить разрушение. Разобраться с дренажем — первоочерёдное, чтобы спасти здание.
После экскурсии любопытство берёт верх, и вы просите телефон владельца, который соглашается с вами поговорить.
О чём вы его спросите?
Кто он — Владелец?
Москвичом, выкупившим здание, оказывается Илья Жаров, он занимается консалтинговым бизнесом. Ни о Чижовском комплексе, ни о Кологриве ещё несколько лет назад не знал ничего — в город его впервые позвал погостить знакомый. Жарову место понравилось, купил «домик на случай». Тогда же разочаровался в консалтинге: «Есть бизнес — есть консалтинг, нет бизнеса — нет консалтинга» — и решил, что нужно искать более надёжные способы заработка. Стал присматриваться к недвижимости вокруг Кологрива и случайно встретил бывших владельцев Чижовского комплекса.
В чём тайна комплекса?
— Я как только замок увидел — обалдел! Нашёл балку с маркировкой, полез в архивы, с местными говорил, искал любую возможную информацию, в общем, начал исследование. Почему я говорю, что это не учебное заведение? Если мы хотим учить местных ребятишек, то мы берём дерево и рубим дом: длинный коридор, много маленьких комнат. Всё просто, легко, и никаких проблем. Если хотим учить детей со всей страны, то есть Петербург, Москва, в крайнем случае — Кострома. Но строители Чижовского училища делают всё вопреки логике. Не нужно считать, что люди были идиоты, — деньги что тогда, что сейчас ценили одинаково. Раз там был построен такой замок, значит, кому-то это было надо.
Какова ценность училища?
Жаров увлекается энергетическими практиками, занимается цигуном — физическими упражнениями даосийских монахов, — древние китайские и индийские учения для него не пустой звук.

— Фэн-шуй, васту-шастра как будто бы писали с этого здания, с точки зрения этих учений оно построено идеально. Возможно, в его строительстве участвовали масоны, орден, который руководствовался такими специфическими знаниями. В этом надо ещё разбираться. Сейчас я ищу личные дела директоров училища. Одним из них был выпускник Тимирязевской сельскохозяйственной академии, первой в Москве. То есть в Екимцеве собрали все сливки. Лучшие специалисты, лучшие технологии, лучшие учителя.
Для чего на самом деле строили комплекс?
— Нет сомнений, что там действительно было училище, которое готовило управленцев начального уровня. Но это была не основная функция комплекса. На этот счёт у меня есть личные предположения, но пока я не готов их озвучивать.
Что Владелец хочет сделать с комплексом?
— Я хочу восстановить первоначальный вид здания, починить дренаж, систему отопления. Создать музей и, возможно, тренинговый центр. Люди едут в Тибет за тысячи долларов, хотя вокруг Кологрива очень много мест силы, которые ничем не уступают по энергетике. Нужно просто сделать для них сервис, чтобы было где спать и что есть. Дорога не из простых, но это же паломничество: мусульмане идут в Мекку пешком и им важно не только прийти, но и потратить силы, преодолеть трудности.
Откуда у владельца деньги на восстановление?
Работы по восстановлению Жаров оценивает минимум в 100 млн руб. чтобы их собрать, он хочет создать благотворительный фонд. Владельцу Чижовского замка нужны партнёры, поэтому предприниматель так открыт для интересующихся комплексом.

— Деньги на эту затею собрать можно, потому что сейчас крупным компаниям необходимо делать отчётность по устойчивому развитию, в том числе за вклад в экологию и благотворительность. Да и место такое — здесь можно проводить исторические, музыкальные фестивали. Деньги я пока могу зарабатывать в Москве, но работать нужно в замке, для этого ищу партнёра, а желательно двух, которые переехали бы в Кологрив. Пока их нет, делаю маленькие шаги. На мир нельзя повлиять быстро — он раскачивается потихоньку.
Перед тем как вернуться в город, ещё раз оглядываете Екимцево. Рядом с Чижовским комплексом стоит практически полностью сохранившееся зернохранилище. Ради дров, по словам Павла, местные залезли на крышу четырёхэтажного общежития и спилили всю стропильную систему. Амбар же — ровесник училища: трогать никто почему-то не стал. Он стоит как машина времени: заходишь по наклонному настилу внутрь и по разбросанным ящикам, ватникам, тетрадям и папкам с бухгалтерией понимаешь, что ты в 1980-х.
ОГЛЯДЕТЬ ГОРОД НАПОСЛЕДОК
ДЕНЬ ПОДХОДИТ К КОНЦУ